Развиваем слуховое внимание у дошкольников
Как в домашних условиях помогать своему ребёнку развивать различные полезные навыки? Например, формировать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память? О нескольких специальных играх на развитие слухового внимания и фонематического слуха детей рассказали учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра и педагог-психолог Центра Надежда Гармотько.
«Колокольчики» или «Слышим звон и знаем, где он». Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звуку ищет, где спрятался взрослый. Игра в «Жмурки» – классический пример подобной игры для детей постарше. Можно усложнить игру: колокольчик умеет играть в прятки, а спрятать его можно во многих местах комнаты: шкаф, полка, ящик с игрушками, диван. Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит рядом с конкретным местом в комнате и прячет его в этом месте. После того как малыш открыл глаза, ему нужно найти колокольчик в том направлении, где он услышал звук.
«Угадай, Кто позвал». Начинается игра с того, что ребенок играет с мягкими игрушками, изображающими животных или птиц, мама при этом имитирует их голоса. Затем мама имитирует голос животного или птицы, а ребенок выбирает соответствующую игрушку. Можно усложнить игру: есть игра «В деревне» с использованием аудиозаписей, для детей более старшего возраста. Её можно проводить с помощью книги или картинки с изображением зверей и птиц.
«Кошки – мышки»или «тихо – громко».Ребенок учится различать громкие и тихие звуки. Мама в комнате – «кот который уснул», ребенок – «мышка» громко пищит рядом – зовет кота, затем «кот» просыпается, а «мышка» прячется и тихонечко попискивает в углу. Можно усложнить игру: играем «тихо-громко». В игре используются любые предметы, которые могут звучать. Обязательна пара комплектов - для мамы и ребенка. Мама показывает, как предметы, например, пара ложек, звучат тихо и как эти же предметы могут звучать громко. Ребенок повторяет.
На кухне и в ванной: «играем, готовя» или «играем, купаясь».Вкаждом доме есть две идеальные комнаты для игр: ванная комната – восхитительная акустика, кухня – кладезь игрового материала. Баночки, кастрюли, звук воды из крана, переливание воды из кружки в кружку, помешивание круп и перемешивание сахара – всё это сопровождается звуками. Ребенок может вначале «изучить» эти звуки в совместной игре с мамой, а затем, повернувшись спиной к маме и источникам звуков, попытаться угадать по звуку, что именно мама сейчас делала.
«Подбери картинку».Увлекательная и разноуровневая игра. Для этой игры понадобятся изображения животных. Покажите их ребенку, кто из них и «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит». Ребенок младшего возраста выбирает картинку по звукоподражанию. Например, попросите ребёнка: «покажи, на какой картинке «гав-гав». Дети 5-7 лет выбирают картинку по описанию. Например, попросите ребёнка: «покажи где нарисовано дикое животное с коротким хвостиком и длинными ушами, которое меняет шубку весной и осенью». Или используйте загадку: «покажи, где нарисован тот, кто на вид неказист, зато голосист». У ребят 6-7 лет загадки находят самый яркий отклик.
«Барабанщики, илиповторение простых ритмов». А вы знали, что барабанить можно не только в барабан и не только палочками? Барабан, который всегда под рукой – две ладошки.
«Мишка косолапый».Игры с двигательным сопровождением доставляют удовольствие детям любого возраста. Дети еще не умеют говорить, но с замиранием ждут, когда их «забодает коза», когда «в ямку – бух», кого накормит кашей «сорока-ворона». И, конечно, «мишка косолапый по лесу идёт» – песенка, в которой много разных действий и эмоций. Можно усложнить игру для детей 6-7 лет: с помощью игры «Летит по небу шар» более активно формировать слуховое внимание. Для этого сопровождаем стихотворения жестами, с последующей заменой некоторых слов на действие и далее с ускорением темпа:
Летит, Летит по Небу Шар.
По Небу Шар Летит.
Но Знаем Мы, что этот Шар.
Туда не Долетит.
«Пройди по веревочке».Малыш вместе с мамой учится ходить и ходить по-разному, в зависимости от того, как мама говорит: звонко и быстро или низко и медленно. Пример такой игры для малышей знает каждая мама:
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ.
Большие ноги шли по дороге
Топ-топ-топ.
Можно усложнить игру: когда ребенок уже научился ходить, игру можно наполнять по желанию любыми мелодиями и тропинками. Дома можно ходить по ленточке, веревочке, скакалке, разложенной на полу под детские песенки с меняющимся ритмом.
«Что в баночке?».Возвращаемся на кухню и вместе с ребенком наполняем разными крупами любые парные емкости: коробочки от киндеров, пакетики от маленьких кефиров, молока. Заклеиваем их, чтобы не растерять наполнитель. А теперь сама игра: перемешиваем коробочки и пытаемся найти пары одинаково звучащих коробочек. Игра интересная. Сможет ли сама мама отгадать, где какая крупа?
Ребёнок делает первые шаги в познании этого мира, мира звуков и не только. А играя с родителями, ему это делать проще и интересней. Игра – потребность ребенка, она приносит малышам радость, удовольствие, ощущение счастья от жизни. Это важно и для психического, и для физиологического развития детей. Играйте и развивайте вашего ребёнка.
СМОТРЕТЬ ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ